БРЮСОВ Валерий Яковлевич (1873-1924), русский поэт.
Основоположник русского символизма. Историко-культурная
проблематика, рационализм, завершенность образов,
декламационный строй (книги стихов «Tertia Vigilia»
«Третья стража», 1900; «Urbi et Orbi» «Городу и миру»,
1903; «StejanoV» «Венок», 1906). Исторические романы:
«Огненный ангел» (1908), «Алтарь победы» (1913). После
Октябрьской революции вел общественно-педагогическую
деятельность. Литературная критика. Труды по
стиховедению.
Детство и образование
Родился в купеческой семье. Дед со стороны отца
купец из бывших крепостных, дед со стороны матери
поэт-самоучка А. Я. Бакулин. Отец увлекался литературой и
естественными науками. Окончив московскую гимназию Л. И.
Поливанова, Брюсов в 1893-99 учился на
историко-филологическом факультете Московского
университета, сначала на отделении классической
филологии, затем на историческом (окончил с дипломом 1
степени). В 1896 женился на Иоанне Матвеевне Рунт,
ставшей его преданной помощницей, после смерти хранителем
архива и издателем наследия. Уже в ранней юности в
личности Брюсова парадоксально проявились два
антиномичных начала самоотдача стихиям жизни (эротика,
игра страстей, мир ночных ресторанов, рулетка) и волевая
организующая активность, склонность к «конструированию»
себя и управлению окружающими людьми и ситуациями.
Творческий дебют, стихотворные сборники, принципы поэтики
В 1894-95 Брюсов выпустил три сборника «Русские
символисты», состоящих из его собственных переводов из
французских символистов и произведений некоторых
начинающих поэтов. В этом издании, а также в первых
поэтических сборниках «Chefs doeuvre» («Шедевры», 1895),
«Me eum esse» («Это я», 1897) и сборнике переводов из П.
Верлена «Романсы без слов» (1894) Брюсов заявил о себе не
только как о поэте символистской ориентации, но и как об
организаторе-пропагандисте этого движения. Умело
срежиссированная атмосфера скандала, связанного с
несколькими эпатирующими стихотворениями, сразу сделала
новую школу заметным фактом литературной жизни. Книги
стихов 1900-09 «Tertia vigilia» («Третья стража», 1900),
«Urbi et orbi» («Городу и миру», 1903), «Stephanos»
(«Венок», 1906), «Все напевы» (1909) определили
антиномичную ориентацию его поэтики на традиции
французского «Парнаса» с его твердыми жанровыми и
стиховыми формами, словесной пластикой, склонностью к
историко-мифологическим сюжетам и экзотике и одновременно
на французских символистов, с их поэтикой нюансов,
настроений, музыкальной неопределенностью. После 1910
намечается поворот к большей простоте формы (сборник
«Зеркало теней», 1912), однако в позднейшем творчестве
вновь побеждают тенденции к усложнению языка и стиля.
Стихи этого периода демонстрируют и образно-тематические
комплексы, характерные для всего его творчества:
урбанизм, «научная» поэзия, историзм, убежденность в
множественности истин и самоцельности искусства.
Литературное окружение. Редакторская, издательская и критическая деятельность
Во второй половине 1890-х гг. расширяется круг
литературных связей Брюсова (знакомство с К. К.
Случевским, Д. С. Мережковским, З. Н. Гиппиус, К. Д.
Бальмонтом, Н. М. Минским, К. М. Фофановым, Ф. К.
Сологубом и др.). В 1899 он становится одним из
организатором и руководителей издательства «Скорпион»,
начавшего с выпуска альманахов «Северные цветы» (вып.
1-5, 1901-11) и поставившего задачей объединение
представителей «нового искусства». В 1904-09 был
фактическим редактором журнала «Весы», ставшего
центральным органом русского символизма. Брюсов
опубликовал в «Весах» программные теоретические статьи
(«Ключи тайн», 1904; «Священная жертва», 1905, и др.),
огромное количество критических статей и рецензий,
собранных в книге «Далекие и близкие. Статьи и заметки о
русских поэтах от Тютчева до наших дней» (1912). Заслужив
репутацию «мэтра» символистской школы, Брюсов в то же
время расходился с ее теургическим направлением,
отстаивал суверенность искусства, отказываясь признать
его зависимость как от социально-политических, так и от
мистико-теологических заданий (см. его полемику, с одной
стороны, со статьей В. И. Ленина «Партийная организация и
партийная литература» «Свобода слова», 1905, с другой с
докладами Вяч. Иванова и А. Блока о теургическом
символизме «О «речи рабской», в защиту поэзии», 1910).
После закрытия «Весов» (1909) с сентября 1910 возглавляет
литературно-критический отдел в журнале «Русская мысль»
(под редакцией П. Б. Струве), привлекая к сотрудничеству
других писателей-символистов и разрушая обособленность
символистской школы в литературном процессе.
Концепция истории и исторические романы
Постоянный интерес Брюсова к истории обусловливал
оценку злободневных фактов в перспективе мировых событий.
Начав с политических обзоров в журнале «Новый путь»,
проповедовавших славянофильские теории (Россия как
«третий Рим»), он пережил крушение великодержавных
иллюзий под влиянием событий русско-японской войны.
Революцию 1905 воспринял как исторически неизбежное
крушение всей культуры прошлого, принимая и возможность
собственной гибели как части старого мира (стихотворение
«Грядущие гунны», 1905). В 1907-12 внимание Брюсова к
текущей политике ослабевает, но растет его стремление
осмыслить глубинные закономерности исторического
процесса. В романах «Огненный ангел» (1907-08) и «Алтарь
победы» (1911-12) он обращается к переломным историческим
эпохам, пытаясь понять кризисное состояние мира путем
исторических аналогий. В годы Первой мировой войны
поначалу разделял настроения военного патриотизма
(сборник «Семь цветов радуги», 1916; а также не
появившийся при его жизни сборник «Девятая Камена»),
однако, побывав на фронте в качестве военного
корреспондента, приходит к пониманию античеловеческого
характера войны.
Историко-литературная и переводческая деятельность
Знакомство в 1898 с редактором журнала «Русский
архив» П. И. Бартеневым положило начало многолетней
публикаторской, комментаторской, историко-литературной
деятельности Брюсова (работы о Ф. И. Тютчеве, А. С.
Пушкине, Н. В. Гоголе). На протяжении всей жизни
занимался и художественными переводами (античные авторы,
Данте, Дж. Байрон, И. В. Гете, Э. Верхарн, Э. По, П.
Верлен, С. Малларме, М. Метерлинк, О. Уайльд, армянские
поэты и др.). Переводческая манера Брюсова претерпела
радикальную эволюцию от вольных переложений в 1890-е гг.
до принципиального буквализма поздних переводов.
Культурно-просветительская и педагогическая деятельность после Октября
Брюсов воспринял Октябрьскую революцию как коренной
переворот в истории человечества, активно сотрудничал с
советской властью в области культурного просвещения. В
1920 вступил в Коммунистическую партию. В 1917-19
возглавлял комитет по регистрации печати, заведовал
Отделом научных библиотек и литературным отделом
Наркомпроса, занимал ответственные посты в
Государственном ученом совете, Госиздате и др.; читал
лекции в 1-ом МГУ, организовал в 1921 Высший
Литературно-художественный институт и был его первым
ректором, преподавал в Коммунистической академии, в
Институте слова. В последних стихотворных сборниках
«Дали» (1922), «Mea» («Спеши»,1924) пытался разработать
принципы новой «научной» поэтики, однако поздние
поэтические эксперименты не встретили живого
читательского отклика.